Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 YIII вида г. Кировска»

 
Главная

Музей Русская изба

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

          Что послужило идее выбора одного  из приоритетных направлений в организации воспитывающей деятельности   коррекционной школы-интерната  через приобщение обучающихся к  истокам русской народной культуры?

          На протяжении последних лет, в условиях, когда от 65 до 75 % детей от числа обучающихся в школе, проживают в интернате, а среди них половина детей сирот, перед педагогическим коллективом обозначилась проблема поиска таких дел, которые объединили бы детей и взрослых.

           Идея организации воспитывающей деятельности вокруг ключевого дела заимствована из воспитательной технологии коллективных творческих дел.

           Поиск и апробация форм и методов, приемов и средств воплотились в программу со своей концепцией, принципами, этапами, методами и содержанием, а, самое главное, педагогический коллектив и дети целый год находились в ситуации придумывания, создания интерьера избы.

           В результате каждый получил возможность для приложения сил в прикладной деятельности, начиная с изготовления предметов быта, заканчивая изделиями, служащими украшением. А дети – необычную комнату для активного освоения культуры родного народа.

             Это был год сбора и оформления содержания материала  для продуктивных форм работы с детьми со стойкими нарушениями познавательной деятельности, со множественными проявлениями вторичных нарушений в личностной сфере.

              В результате за три года в нашей школе сложилась целостная система реабилитации детей с отклонениями в развитии через воспитание на лучших народных традициях в рамках реализации программы по проблеме с перечнем тем занятий для младшего, среднего, старшего школьных возрастов и практическими материалами к содержанию занятий.

             Программа предполагает организацию еженедельных занятий с детьми с учетом возможностей развития и расширения объема памяти, внимания, восприятия, активного и пассивного словаря, то есть максимальную реализацию его возможностей, которые формируются через занятийную, совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность детей ( наблюдение,  рассматривание, прослушивание, рисование по образцу, по памяти, лепка, вышивание, изготовление панно, игра-путешествие, жанровые игры, драматизация, разучивание песен, танцев, изготовление костюмов. Народные праздники- своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала, мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу умственно отсталого ребенка, где он может проявить свои способности в любом доступном виде деятельности по выбору, без лишних психологических нагрузок и оказаться в ситуации успеха, что особенно важно и необходимо ребенку с проблемами в развитии для формирования таких свойств личности как активность, самоценность).

              Без зрительных образов ребенок с проблемами здоровья своеобразно  воспринимает  новые сведения. Работа  с детьми по приобщению их к истокам русской народной культуры проводится  непосредственно в « Русской избе»,  где собраны подлинные предметы народного  быта . Это  дает возможность ребенку не только рассмотреть предмет со всех сторон, а и сравнить  с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня, позволяет лучше понять те величайшие изобретения человека в области материальной культуры.                Прямой контакт через непосредственное действие с предметами старины имеет для детей огромное значение. Трудно заинтересовать описанием изготовление старинной одежды, если дети не знакомы с данным процессом. Совсем иначе они будут воспринимать сказанное, если создать ситуацию сопричастности, когда ребенок учится прясть нитку на старинной прялке, проделает несколько движений на кроснах. Ведь чем больше органов чувств  ребенка с проблемами развития  задействовано, тем успешнее будет коррекция его высших психических процессов.

            Организация работы по приобщению детей к русской народной культуре сопряжена со значительным повышением требований к образовательному и культурному уровню педагогов, осуществляющих эту работу. Педагогу необходимо не только владеть материалом,  уметь выразительно рассказывать, умело демонстрировать, изображать то, с чем знакомит детей, но и особый психологический настрой, особое состояние  перевоплощения. При этом учитывать возраст, возможности, эмоциональное состояние ребенка.  

      Здесь решающее значение приобретает качество взаимодействия педагога с детьми, когда позиция сотрудничества является основным условием. Исключается жесткая регламентация деятельности детей, авторитарный тон.

      Главным результатом нашей работы является все возрастающий интерес детей и взрослых к русской народной культуре.

         Оценку  наших усилий  в этом направлении дал Михаил Григорьевич Орешета, мурманский историк и краевед, побывавший в нашей школе-интернате во время проведения Рубцовских чтений в городе Кировске такими словами : « Спасибо за чудную горницу, ее великолепное убранство. И главное за то, что вы , учителя,  делаете для ребятишек , за свет русской культуры».

ФОТОГАЛЕРЕЯ

 

 Общие сведения о школе-интернате

 Администрация школы

 Педагогический коллектив

 Публичный доклад

 Основные положения Устава

 Учебная деятельность

 Коррекционная работа

 Внеурочная деятельность

 Здоровье учащихся

 ППМС сопровождения учащихся

 Социализация

 Музей Русская изба

 История школы-интерната

 Педагогическая мастерская

 Творчество учащихся

 Фотогалерея

Гостевая книга

 Форум

 
 Отправить сообщение на: asp_kirovsk@mail.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
 © 2008
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными   возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 YIII вида г. Кировска»
 
Hosted by uCoz